Владислав Васильев: Поговорим об установлении КПЭ в российских компаниях
Поговорим об установлении КПЭ в российских компаниях. Чтобы прояснить этот вопрос, придется погрузиться в исторический и культурный контекст.
Для чего нужно КПЭ
В моей практике, более 50% российских управленцев считают, что система КПЭ должна мотивировать на более результативный труд. Еще около 20% скажут: чтобы иметь конкретные цели для отчета через квартал/полгода/год. Около 10-15% отвечают, что КПЭ нужны для сплочения команды через общий критерий оценки. Остальные как правило затрудняются с ответом.
И очень редко слышу ответ, что КПЭ – это ориентир, куда мы должны прийти!
На вопрос: а кто придумал систему КПЭ? – большинство ответит, что ее придумал профессор и экономист Питер Друкер в 1960-х годах. Но … а откуда он ее взял? И ответ на этот вопрос куда более важен для понимания изначального смысла системы КПЭ.
Начнем с того, что до 1949 г. П. Друкер был профессором философии в Беннингтонском колледже (г. Беннингтон, штат Вермонт). В США он иммигрировал из нацистской Германии. В 1943 г. проводил исследование для корпорации General Motors. Причина банальна – Вторая мировая война чуть не привела корпорацию к банкротству, в 1943 году уровень производства упал до 307 тысяч машин.
Еще один интересный момент: американцы с 1945 по 1952 гг. по сути оккупировали Японию и управляли ей. Причем, если почитать воспоминания японских бизнесменов, американские военные занимались, по сути, разграблением. Простой пример: та же Mitsubishi была разделена на 139 компаний. Закончилась оккупация подписанием в сентябре 1951 г. мирного договора в Сан-Франциско, когда практически все японские конгломераты были расчленены и значительные доли в них получили американские компании («Дженерал электрик» завладела 45% акций «Мицуи», «Стандарт ойл» Рокфеллера захватили более 50% Мицубиси, свыше 35% акций Сумитомо оказались в руках американской Международной телефонной и телеграфной компании и т.д.).
Так США превратили Японию в свой промышленный филиал, а чтобы его поддерживать начали давать заказы. Та же Toyota получила от США крупный контракт в 1951 году во время Корейской войны. Своим же можно) Потом американцы ПУСТИЛИ Японию на свой огромный рынок. В 1965 г. Toyota начала поставлять в США модель Corona, а к началу нефтяного кризиса 1973 года японский концерн поставлял в Америку почти 400 тысяч машин в год. К 1981 г. битва, по сути, была «проиграна» и США начали вводить ограничительные меры против своего же японского филиала.
И начиная с 1947 года многие американские компании изучали особенности управления японских конгломератов, которые успешно к 1941 году вывели Японию по размеру ВВП на третье место после США, Германии, впереди СССР, Великобритании, Франции и Италии, и это при отсутствии собственных природных ресурсов. Кстати, американцы также настояли на том, чтобы Япония не платила репараций под предлогом ее несостоятельности! На самом деле, Япония к 1945 г. потеряла не более 30% своего промышленного потенциала. Вот так США приручили Европу через кредиты плана Маршала, а Японию просто оставили себе для грабежа
Зачем такой глубокий экскурс?
Ответ – показать, что США были глубоко вовлечены не просто в управление Японией, но и в изучение ее экономического довоенного чуда. Именно с середины 1930-х гг. японские конгломераты стали использовать дивизиональный принцип управления, для чего начали устанавливать КПЭ. При всем уважении к Друкеру, думаю, что он в поисках лучших практик управления смог ознакомиться с японскими наработками, которые систематизировал в своей работе 1954 года «Практика менеджмента».
А теперь основной вопрос: как вы думаете, отличается ли японская культура управления до 1941 года (да и сейчас) от американской культуры управления?
Почему спрашиваю? Да просто потому, что позже было доказано, что культура оказывает колоссальное влияние на систему управления. И управление по КПЭ японцами отличается от управления по КПЭ американцами, и точно так же отличается от управления по КПЭ по-русски.
Именно об этом пойдёт речь в следующих постах.
#КПЭ_по_русски