Надоело тянуть самому: Волжский бурлак создал прародителя тракторов, прочитав только несколько книг
В 1879 году русский механик-самоучка Фёдор Блинов получил патент на "вагон с бесконечными рельсами" - прототип трактора на гусеничном ходу.
Сам автор странного тогда изобретения, первым в мире разгадавший принцип управления гусеничным движителем, родился в Поволжье, в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии. И он был первым из семьи, кто получил "вольную". Он мог устроиться на работу и помогать домашним деньгами.
Сначала он подался в бурлаки, затем кочегаром. Позже повезло – пошёл на теплоход помощником машиниста.
Впервые гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла Блинову в 1878 году. А в 1879 году он построил платформу на двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске. Поглазеть на неё пришла целая толпа.
В этом же году бывший бурлак получил патент на вагон особого устройства - с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущих звёздочки - наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой. Грубо говоря, будущий трактор напоминал больше гусеничный прицеп.
Фёдор Абрамович часто наведывался в волостное село и в город к грамотным людям, у которых выпрашивал газеты, журналы и книги о сельскохозяйственных орудиях и снарядах. У него хранились тома "Записок императорского русского технического общества". Первой и любимой его книгой был труд "О земледельных орудиях" русского профессора, агронома-рационализатора Ивана Комова. Своими силами, своим умом Фёдор Блинов - будущий великий изобретатель - пробивался к знаниям.
В 1865 году случилась засуха, и начался голод. От череды неудач Блинов ушел с головой в разработку того самого вагона.
Всё лето 1889 года Блинов обкатывал по дорогам и на окраине Балакова новое устройство, находясь постоянно в мучительном поиске его усовершенствования. В 1894 году при строительстве новой модели самохода Блинов за счёт переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Машинисту оставалось, сидя за котлом, выполнять роль кочегара и тормозить задние колёса. Из двух паровых машин Блинов собрал одну двухцилиндровую с общим валом. На концах полувалов бортовой передачи установили кулачковые муфты, которые приводились в зацепление с шестернями вилкой-рычагом из кабины капитана. Испытания прошли успешно. Они окрылили изобретателя, который, в конце концов, решился показать специалистам и широкой публике своё изобретение на Нижегородской ярмарке в 1896 году, где получил лишь похвальный отзыв.
За свою жизнь Блинов умудрился создать не только гусеничную повозку. Он придумал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, применимый к любой гусеничной машине. Также изобрёл запальник для "нефтянки" (тогда так назывались дизельные ДВС, работающие на сырой нефти). На рубеже XIX-XX веков Блинов изобрел свой вариант четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти. А позже он умудрился наладить даже производство таких двигателей.
Именно на базе гусеничного движителя советские конструкторы создали знаменитую марку танка Т-34. Один только Челябинский тракторный завод дал фронту 18 тысяч танков и самоходных установок на гусеничном ходу.
Сибирский край осваивали гусеничные вездеходы. На стройках, в городах и селах - всюду можно встретить промышленные и сельскохозяйственные гусеничные тракторы или экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны на гусеничном ходу. И далеко не каждый знает, что родоначальником их был бывший крепостной крестьянин, бурлак Фёдор Блинов.