С 1 января 2025 года начал действовать упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков - "Легкая жалоба". Основная цель нововведения — максимально простое и быстрое разрешение спора.

Подать «Легкую жалобу» можно только в электронной форме в тот налоговый орган, чьи решения, действия или бездействия обжалуются, направив ее:

через «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» в разделе «Подача жалобы»;

по телекоммуникационным каналам связи по утвержденной форме.

При этом налогоплательщику следует обязательно:

указать в самой жалобе об упрощенном порядке ее рассмотрения;

отразить реквизиты документа (дата и номер), который обжалуется.

Обжаловаться могут:

требования о представлении документов, пояснений, вызов на допрос;

отказ в принятии налоговой декларации;

несогласие с сальдо ЕНС;

требование об уплате задолженности;

решение о взыскании задолженности;

приостановление операций по счетам в банках;

отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки и др.

В упрощенном порядке не могут рассматриваться жалобы:

по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;

по решениям относительно налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

Налоговый орган в течение 7 рабочих дней может удовлетворить жалобу полностью или частично либо перенаправить ее в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в обычном порядке.

Решение по «Легкой жалобе» заявитель получит в электронном виде.

Актуальную информацию о порядке рассмотрения жалобы, ходе и результатах ее рассмотрения можно узнать в Личном кабинете налогоплательщика, а также с помощью электронных сервисов ФНС России «Узнать о жалобе» (https://service.nalog.ru/complaints.do) и «Решение по жалобам» (https://www.nalog.gov.ru/rn93/service/complaint_decision/).