С 1 января 2025 года начал действовать упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков - "Легкая жалоба". Основная цель нововведения — максимально простое и быстрое разрешение спора.
Подать «Легкую жалобу» можно только в электронной форме в тот налоговый орган, чьи решения, действия или бездействия обжалуются, направив ее:
через «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» в разделе «Подача жалобы»;
по телекоммуникационным каналам связи по утвержденной форме.
При этом налогоплательщику следует обязательно:
указать в самой жалобе об упрощенном порядке ее рассмотрения;
отразить реквизиты документа (дата и номер), который обжалуется.
Обжаловаться могут:
требования о представлении документов, пояснений, вызов на допрос;
отказ в принятии налоговой декларации;
несогласие с сальдо ЕНС;
требование об уплате задолженности;
решение о взыскании задолженности;
приостановление операций по счетам в банках;
отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки и др.
В упрощенном порядке не могут рассматриваться жалобы:
по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
по решениям относительно налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ.
Налоговый орган в течение 7 рабочих дней может удовлетворить жалобу полностью или частично либо перенаправить ее в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в обычном порядке.
Решение по «Легкой жалобе» заявитель получит в электронном виде.
Актуальную информацию о порядке рассмотрения жалобы, ходе и результатах ее рассмотрения можно узнать в Личном кабинете налогоплательщика, а также с помощью электронных сервисов ФНС России «Узнать о жалобе» (https://service.nalog.ru/complaints.do) и «Решение по жалобам» (https://www.nalog.gov.ru/rn93/service/complaint_decision/).